Котюкова Т. В. Политика «двойного игнорирования» в имперском дискурсе России в отношении кочевого населения Туркестана в конце XIX в. (специфика «мусульманского вопроса» и «православного ответа») // Центральная Азия на перекрестке европейских и азиатских политических интересов: XVIII–XIX вв. Сборник научных трудов международного семинара. Алма-Ата, 19–23 августа 2019 г. / науч. ред. Д. В. Васильев. М.: ОнтоПринт, 2019. С. 78–98.

Т. В. Котюкова

(ИВИ РАН, ИНИОН РАН, ГАУГН, Москва)

ПОЛИТИКА «ДВОЙНОГО ИГНОРИРОВАНИЯ» В ИМПЕРСКОМ ДИСКУРСЕ РОССИИ В ОТНОШЕНИИ КОЧЕВОГО НАСЕЛЕНИЯ ТУРКЕСТАНА В КОНЦЕ XIX В. (СПЕЦИФИКА «МУСУЛЬМАНСКОГО ВОПРОСА» И «ПРАВОСЛАВНОГО ОТВЕТА»)1

Аннотация: Говоря об имперской политике России в Туркестане, нельзя обойти «мусульманский вопрос» и не сказать несколько слов об отношении к нему местных управленцев, экспертов и православной епархии. Краеугольным вопрос в жизни любой окраинной епархии был вопрос, связанный с ведением миссионерской деятельности среди коренного неправославного населения. Туркестан не стал исключением. В крае проживало две категории мусульман – оседлое и кочевое население, исламизированность которого с точки зрения центральной и региональной власти была разной. Однако православное духовенство в Туркестане, пытаясь реализовать свое объективное стремление к распространению христианства среди мусульман, не выдержало мощнейшей конкуренции с татарскими и сартовскими муллами. Во много этому способствовала новая имперская практика – политика «двойного игнорирования» – примененная в Туркестане.

Ключевые слова: Туркестанский край, имперская политика, кочевое население, православие, мусульманский вопрос, Туркестанская и Ташкентская епархия, миссионерская деятельность

1Статья подготовлена в рамках программы Президиума РАН «Социально-гуманитарные аспекты устойчивого развития и обеспечения стратегического прорыва России» (подпрограмма «Культурно-сложные общества: понимание и управление»).